Реализуем масштабные проекты, не доступные большинству игроков рынка

+7 495 989 48 45

info@b2bairwaves.ru

Публикации экспертов

Форсайт-сессии: что это такое и зачем они бизнесу.

12.09.2018

Форсайт-сессии: что это такое и зачем они бизнесу.

В современном конкурентном мире выживают лишь те компании, которые чутко реагируют на актуальные тенденции, умеют адаптироваться к ним и использовать в своих интересах в долгосрочной перспективе. Поэтому сегодня все большее распространение в компаниях российского бизнеса получает такая практика как «корпоративный форсайт».

Что такое форсайт? Форсайт – это систематический процесс сбора информации о будущем и формирование средне\долгосрочного видения, основанный на участии заинтересованных сторон и направленный на принятие решений и мобилизацию совместных действий в настоящем (Руководство по форсайту для Евросоюза, FORLEARN).

Форсайт берет свое начало еще в 60-х годах XX века (от практики использования «сценарного анализа» крупными компаниями – например Shell и др.) и в настоящее время превратился в массовую технологию.

Форсайт как технология стоит на «трех китах»:

1. Обдумывание будущего. Это – попытка определить долговременные тенденции (тренды) и скоординировать свои действия и решения с учетом этих тенденций. Это - размышления над тем, какие тенденции происходят в обществе и в бизнесе, как они могут повлиять на работу компании в будущем, и как использовать эти тенденции на благо своего развития. Как может измениться в будущем рынок, на котором работает компания? Какие технологии будут использоваться? Каким будет потребитель? Какие продукты\услуги будут востребованы? Какое бизнес-направление сможет приносить в будущем наибольшую прибыль?

2. Споры (дискуссии, дебаты) о будущем. Это процессы, в которые вовлечены все заинтересованные стороны – государственные и общественные организации, исследовательские центры, предприятия. В коммерческих компаниях в споры о будущем обычно вовлечен персонал компании(руководство, сотрудники, а иногда даже – специализированные подразделения по форсайтам), а также - представители компаний- клиентов, контрагентов, партнеров.

3. Формирование будущего. Рассуждая о будущем, мы всегда запускаем так называемое «самосбывающееся пророчество». Представляя себе картину будущего, описывая ее во всех возможных деталях, мы невольно начинаем задумываться над вопросом: а что можно делать уже сейчас, чтобы увеличить вероятность развития событий по благоприятному для нас сценарию? И начинаем выполнять действия для реализации желаемого образа будущего.

Для проведения форсайта компании обычно предпочитают очные групповые формы работы - форсайт-сессии. Форсайт-сессия – это коллективная работа, дискуссия (обычно 2-х дневная), на которой происходит совместное осмысление и анализ трендов, прогнозирование возможных сценариев развития событий, построение совместного видения и долгосрочных планов развития компании. В отличие от стратегических сессий, где планирование как правило происходит с горизонтом в 3-5 лет, форсайт-сессия охватывает гораздо более дальний горизонт, во многих случаях речь идет о 30-летнем отрезке времени.

Основные этапы проведения форсайт-сессии.

Подготовка к проведению. На этом этапе может проводиться отбор экспертов, которые будут представлять информацию о трендах (как глобальных, так и в отрасли компании), сканирование публикаций в открытых источниках, интервью с экспертами. Выполняется подготовка материалов, которые будут предоставлены для обсуждения участникам форсайт-сессии.

Погружение. На этапе погружения могут происходить выступления внешних и внутренних экспертов, опросы участников сессии, знакомство с подготовленными материалами и их совместное осмысление.

Карта будущего. Суть этапа – формирование возможных сценариев будущего, оценка их вероятностей, анализ взаимного влияния. Используются специализированные методы групповой работы (PEST/EPISTLE-анализ, Сценарный квадрат, Анализ взаимовлияния трендов, Кривая Гартнера, Rapid Foresight и другие).

Анализ возможных последствий для компании. На этом этапе участники форсайт-сессии думают над тем, какое влияние могут оказать тренды на бизнес компании, и определяют приоритеты будущего развития.

Проектирование. Цель этого этапа – выработка конкретных шагов, действий, инициатив, проектов, рекомендаций, которые могут быть выполнены в компании по результатам сессии. Например, может быть разработана «дорожная карта», или спроектирована новая бизнес-модель компании, отвечающая вызовам будущего.

Формат итогового документа форсайт-сессии может быть разным. Но в любом случае, ее результатом будет совместное понимание участниками сессии ключевых направлений развития компании, понимание общего пути и общих целей.

Ольга Клепцова
При подготовке статьи использованы материалы Т.А.Нестика.
Обратная связь:

+7 (495) 989-48-45


info@b2bairwaves.ru



x