Реализуем масштабные проекты, не доступные большинству игроков рынка

+7 977 830 42 23

info@b2bairwaves.ru

Маркетинговые исследования в период пандемии

Маркетинговые исследования в период пандемии

07.12.2020

Маркетинговые исследования в период пандемии

Эпидемия коронавируса заставила изменить подходы к работе практически все сферы бизнеса. Если отдельные отрасли от пандемии пострадали «наглядно», то степень изменения показателей других отраслей не так очевидна для широкой аудитории. Для многих организаций пандемия послужила толчком к глубоким внутренним перестройкам бизнеса и к осознанию важности системного подхода и глубокой аналитики процессов.

При этом прогнозирование практически полностью стало «гаданием на кофейной гуще», т.к. распространение вируса оцифровке поддается при наличии множества «если» и «при условии». Очевидным является лишь тот факт, что последствия практически для всех сфер бизнеса будут долговременными и негативными.

Существовавший до марта 2020 года рынок готовых маркетинговых исследований стал рынком, вызывающим больше вопросов, чем ответов. Если до пандемии прогнозные показатели по общим данным рынка могли иметь перспективу года, двух и более, то сегодня стандартизированные исследования, прогнозы которых основаны на долгосрочном тренде, стали просто невозможны.

Логично, что исследования, произведенные до начала 2020 года и дававшие прогноз на длительный период в подавляющем большинстве стали бесполезны. Возвращение к «нормальным условиям» не произошло, а, следовательно, корректировка предложенных в конце 2019 года прогнозов лишена смысла.

Общий подход к маркетинговым исследованиям также изменился.

Во-первых, люди стали меньше перемещаться и это сказывается на доступности организации выборки респондентов в прямых коммуникациях. Если раньше опрос внутри торгового центра был легко организуемым буквально в считанные часы, то в 2020 году организация такого опроса требует гораздо учитывать гораздо большее количество факторов (вплоть до удобства разговаривать на дистанции 1,5 метра).

Во-вторых, люди стали больше взаимодействовать через интернет, что определило повышение достоверности результатов online-исследований. Если в начале 2020 года похождение исследований в интернете было интересно ограниченному кругу вовлеченных в какую-то сферу деятельности людей, либо людям, зарабатывающим на прохождении опросов, то к концу 2020 года исследования в интернете интересны всем, так как дают хоть какое-то понимание происходящего.

В-третьих, исследования стали практически безпрогнозными. Горизонт «предсказаний» ограничен не более чем 12 месяцами с массой оговорок.

В-четвертых, исследования стали дороже, так как анализ происходящего стал более многофакторным. Наглядным стал пример исследования продуктовой розницы аналитиками Сбербанка, когда «фруктом месяца» в июне был назван авокадо, «победивший» в продуктовой корзине даже яблоки. Аналитикам не составило туда по привычке сделать вывод о «приверженности ЗОЖ», не обратив внимание, что июнь стал первым месяцев выхода из самоизоляции, когда доходы людей катастрофически упали, ввоз фруктов в страну был практически закрыт, яблоки стоили наравне с тем же авокадо и на фрукты тратились очень немногие. Авокадо распродавали, т.к. его запасы портились, а уровень платежеспособности населения катастрофически падал. Отсутствие многофакторного анализа в данном вопросе послужило основанием для ключевой ошибки выводов исследования.

В-пятых, исследования стал необходимыми гораздо большему числу компаний. Без объективных данных исследований невозможно стало приступать к каким-либо существенным шагам в своей деятельности. Ели раньше можно было посмотреть информацию о прошедших годах в данной сфере и рискнуть, не сильно задумываясь о детализации информации, то в 2020 году поистине «кто владеет информацией, тот владеет миром».

Ольга Штурмина

Обратная связь:

+7 (495) 989-48-45


info@b2bairwaves.ru


x