18.01.2016
Предпринимать действия в сфере маркетинга необходимо, основываясь на каких-либо данных. Чаще всего, на результатах маркетингового исследования. Чтобы избежать ошибок, проводить его необходимо по заранее составленному плану, основные этапы рассматриваются в данной статье. Для каждой конкретной ситуации некоторые этапы можно объединять или осуществлять параллельно, но даже без одного из них работу будет провести сложнее. Последовательность поможет сохранить достоверность и полноту исследования на должном уровне.
Основополагающих этапов 6: постановка целей, составление проекта исследования, сбор информации, анализирование полученных данных, подготовка отчетов и заключений, принятие управленческих решений или же решения о повторном исследовании. Рассмотрим подробнее все этапы.
1.Выявление проблем и описание задач исследования.
В первую очередь надо определить, зачем должно проводиться данное исследование. Задачи рождаются из актуальной проблемы бизнеса и управления, а исследование – недостающий элемент для принятия решения, так как структурирует необходимую информацию.
На этом этапе легче будет работать, если выписать все проблемы, которые надо решить, в отдельную колонку. Затем напротив каждой из них написать недостающую для принятия решения информацию или гипотезы – возможные причины возникновения проблемы.
Результат оконченного первого этапа – описание актуальной проблемы через намеченные цели и список информации, которую нужно подтвердить или опровергнуть.
2.План маркетингового исследования.
Когда проблема выявлена, а задачи поставлены, следует составить подробный проект маркетингового исследования. Проект – это документ, включающий в себя описание источников информации, метода и инструментов исследования, выборку, способ взаимодействия с респондентами, сроки и бюджет.
3.Сбор информации.
После того, как план работы намечен, определены источники выявления информации и все остальные пункты, включенные в проект маркетингового исследования, можно начинать сбор информации. Этот этап является самым важным, так как достоверная и точная информация – ключ к успешному принятию решения. При недостаточно серьезном подходе к третьему этапы последствиями могут быть не только лишняя трата времени и денег, но и негативные последствия для всего бизнеса вследствие принятия неправильного решения проблемы.
4.Анализ собранной информации.
Всю собранную информацию необходимо обработать и систематизировать. Процесс анализа предполагает группировку данных, их объединение, усреднение значений и вывод сводных показателей. Кроме того, полученные данные следует анализировать в различных разрезах для более адекватного результата.
На четвертом этапе желательно подтвердить или опровергнуть выдвинутые на первом этапе гипотезы. Для облегчения работы обычно используют табличные методы представления информации и ее анализа.
5.Подготовка заключения.
Почти заключительный этап исследования – написание отчета по проведенному исследованию, где будут даны разъяснения по поставленным целям, опровергнуты или подтверждены причины возникновения проблемы, даны предложения и рекомендации. Другими словами, отчет должен содержать описание проведения всех вышеперечисленных этапов и возможные дальнейшие действия.
6.Принятие решений.
Завершающий этап маркетингового исследования подразумевает принятие решения. Назначение дополнительного или более углубленного исследования также является результатом.