27.03.2019
Во многих сферах жизни при выборе исполнителя нашего заказа (особенно когда заказчиком выступаете лично вы, а не ваш бизнес) выбор «своего» исполнителя является важной составляющей удовольствия от полученного результата.
Выбирая парикмахера, вы оцениваете не только мастерство, но и то, насколько вам комфортно общаться или молчать с этим человеком. Обращаясь к доктору, вы изучаете не только его опыт, но и отзывы как о человеке. Так практически во всем. Ориентированность на внутреннее ощущение комфорта естественным образом переносится и в бизнес-сферу. Подбирая сотрудников, мы оцениваем его опыт и «скилзы» ничуть не меньше, чем внешность, манеру общения и другие внешние параметры.
Когда вопрос касается маркетолога, мы выбираем партнера не просто в свой бизнес, а в тот мир, который создавали долгим и кропотливым трудом. И от того, как этот человек распорядится с нашим «детищем», будет зависеть наш успех. Нелегкая это задача!
По роду деятельности регулярно помогаю клиентам отобрать человека на позицию маркетолога и практически всегда встречаюсь шаблонами мышления, которые хотела бы развеять.
Итак, вы решили нанять маркетолога и принялись составлять вакансию. Разберем по пунктам основные «клише», мешающие нанять нужного специалиста:
1. Наличие высшего маркетингового образования.
Как маркетолог, имеющий высшее маркетинговое, пишу практически крамольную вещь, но все-таки. Наличие высшего маркетингового образования важно, но совсем не критично!
Поясню свою позицию. В нашей стране маркетинг как отдельный вид деятельности появился лишь в начале 90-х годов ХХ века, т.е. меньше 30 лет назад. Большинство экономических ВУЗов страны не обладало компетенциями для того, чтобы открыть на своей базе обучение по специальности маркетинг. Поэтому дипломированных маркетологов было и остается немного. Хотите хорошего маркетолога – оцените дополнительные образовательные программы, которые были пройдены. Протестируйте, в конце концов, на знание теоретического базиса.
2. Опыт работы от 3 лет.
Ну или от любого другого количества лет. Безусловно, опыт – важная составляющая в успехе маркетолога. Но ведь и он когда-то и откуда-то должен был появиться. Конечно же, мы все считаем, что наш бизнес – не место для экспериментов и набивания шишек непрофессионалами. Но посмотрите на примеры успешного бизнеса, в которых основными двигателями компании к успеху стали молодые и бесстрашные сотрудники.
Опять же немаловажную роль играет ваша сфера деятельности. Если вы продаете высокотехнологичные гаджеты, то представители поколения Z могут стать для вас незаменимым элементом на пути к успеху. А вот при продаже услуг по проведению НИОКР наверняка опытный маркетолог будет более успешен.
Это все не означает, что стоит отдать бразды правления всем маркетингом компании «неоперившемуся птенцу». Конечно, руководителем отдела должен быть опытный специалист. Но прислушиваться к мнению и решениям молодых маркетологов стоит, тем более в условиях, когда они выросли в системе скоростной смены трендов и рыночных парадигм.
3. Опыт работы в узкой нише.
Это самая частая «западня», в которую попадают работодатели (да и заказчики маркетинговых услуг тоже).
Предположим, ваша компания занимается производством детской одежды. Вы ищете себе маркетолога, который работал в данной, либо смежных областях. Конечно, вы сможете разговаривать с ним на одном языке, и ему будут понятны ваши «боли». И он справится со своей задачей, т.к. принесет с собой багаж обкатанных методик, успешно реализованных на прошлом месте работы. Правда, есть нюанс. Психологически такие специалисты чаще бывают «выгоревшими». Они уже «плавали» в этой отрасли, знают, умеют, разделяют.
В чем подвох? В том, что глаза у такого маркетолога чаще всего уже не горят огнем жажды новых открытий (извините за пафос). Он будет автоматически идти по тому же маршруту, и ругать всех тех, кто не согласен. Если маркетолог долго остается в узкой нише, он становится проф непригодным. Если оценить опыт «гуру маркетинга», вы увидите, что они работали в разных отраслях и компаниях разного масштаба. Консолидированный опыт позволил им наработать умение видеть картину в комплексе и от этого выстраивать стратегически верные маркетинговые шаги.
Не бойтесь брать маркетолога без опыта работы в вашей сфере. Он может стать «омолаживающей инъекцией» для вашего бизнеса.
4. Знание специфического софта или сленга.
Когда к маркетологу предъявляют требования по знанию методов поиска информации и ее обработки, это логично и правильно. Когда маркетолога оценивают по умению работать в Photoshop – это из рук вон. Маркетолог – это не дизайнер, не SEO-оптимизатор, не специалист по контекстной рекламе и т.д. и т.п. Безусловно, это прекрасно, если маркетолог сможет открыть макет рекламного проспекта и поправить 2 строки в случае срочной необходимости, но это не может служить критерием профессионального соответствия.
Аналогично с терминами. Конечно, маркетолог должен знать, что такое ROMI, NPS, SMART, PEST, SWOT, но это скорее база, которую знает любой грамотный управленец. А вот регулярно выходящие из оборота новомодные словечки в обороте быть совершенно не must have )) Поэтому стратегию взрывного роста называть growth hack не обязательно, а уж тем более считать некомпетентным человека, который не считает себя гроус хакером.
5. Требование к достижению определенных показателей по результатам работы.
Тут точно стоит развернуто пояснить. Допустим, вы хотите увеличить объем продаж вашего товара в текущем году на 25%. Вы решили, что грамотный маркетолог за год сможет добиться этого результата и ставите данный параметр критерием отбора специалиста. Те, кто не готов «головой поручиться» за результат, по вашему мнению, не являются профессионалами.
Вынуждена огорчить. Те, кто готов головой поручиться за результат при трудоустройстве, точно являются непрофессионалами. Потому что ни один уважающий себя (и окружающих) маркетолог не возьмет на себя ответственность за какие бы то ни было показатели, пока не изучит в деталях рынок, не изучит продукт, с которым ему предстоит работать, уровень NPS и прочих показателей.
Пожалуй, это основные показатели, на которые призываю посмотреть иначе, если данные пункты обычно входили в описание вашей вакансии.
Вы меня спросите, а как же про «своего» специалиста? Тема не раскрыта! Отвечу – если вы посмотрите на свою вакансию и поймете, что непредвзято относитесь к каждому из описанных пунктов, трезво оцениваете необходимость точного соответствия по каждому из параметров, то «ваш» специалист найдется достаточно быстро, ведь вы готовы мыслить объективными параметрами нужд вашего бизнеса, а не стереотипами того, «как должно быть».