28.12.2015
Исследования и анализ текущей рыночной ситуации является неотъемлемой частью деятельности крупных компаний. Действительно, управление огромным бизнесом не может вестись наобум, принятие решений вслепую грозит большими финансовыми потерями. Но только ли корпорации нуждаются в объективной и точной рыночной информации? Насколько актуальны маркетинговые исследования для малого бизнеса и когда возникает в них потребность?
Зачастую владельцы малого бизнеса не заказывают проведение маркетинговых исследований, а строят свои стратегические планы и политику ценообразования на личных наблюдениях за клиентами, конкурентами и различными факторами, влияющими на бизнес (в том числе макроэкономическими). Нежелание вводить в бюджет фирмы еще одну статью расходов отчасти понятно. При этом объективная маркетинговая информация необходима всем игрокам рынка. Даже тем, которые слишком малы, чтобы влиять на ситуацию. И есть ситуации, когда проведение маркетинговых исследований жизненно необходимо, в том числе и для предприятий малого бизнеса. В частности, к ним можно отнести следующие:
1. Создание бизнес-плана или ТЭО
В любом бизнес-плане есть существенный по объему и значимости раздел, посвященный маркетинговым исследованиям. Прогнозирование развития бизнеса невозможно без этих данных. Речь идет о характеристике рыночного сегмента (тип конкуренции, возможность входа, перспективы роста и развития), об анализе деятельности конкурентов, о потенциальных клиентах и факторах, влияющих на спрос. Когда владелец бизнеса вкладывает в проект собственные средства, только он решает насколько точными или приблизительными будут сведения, на которые он опирается. Однако если речь идет о привлечении заемных средств или инвестиций, бизнес-план отдается на изучение в банк или другую кредитную организацию. Здесь источник информации может сыграть решающую роль при принятии решения о финансировании.
2. Диверсификация бизнеса
Даже если речь идет о несущественном расширении, к примеру, ассортимента товаров, руководителю бизнеса важно принять правильное решение. Маркетинговые исследования дают ответ на вопрос, что именно заинтересует клиентов и в каком направлении двигаться.
3. Ценообразование
Анализ цен конкурентов и уровня доходы основной массы потребителей товара или услуги, позволит установить адекватные цены и при необходимости гибко ими манипулировать.
4. Планирование рекламной компании, проведение стимулирующих мероприятий
Предприятия малого бизнеса не выделяют многомиллионных сумм на рекламу, но и для них эта статья очень весома. Именно научный подход к изучению целевой аудитории позволит определиться с действенными видами рекламы и избежать пустых трат на дорогостоящие мероприятия.
5. Снижение темпов роста бизнеса, кризисная ситуация
Верное понимание причин стагнации и спада (деятельность конкурентов, появление новых товаров, политические и социальные факторы и др.) дает возможность принять своевременные меры и выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями времени и средств