13.04.2014
Бизнес часто сравнивают с игрой, еще чаще - с полем боевых действий. Фигура против фигуры, армия против армии, опыт против опыта. Конечно, аналогия не абсолютна, но сходных черт достаточно, чтобы оперировать военной терминологией, обсуждая данную сферу деятельности. К примеру, в обоих случаях успех операции во многом зависит от проведенных подготовительных работ, включая разведывательную деятельность. И так же, как государства создают отдельные разведывательные структуры и ведомства, в деловом мире существуют консалтинговые агентства, которые способны достать жизненно важную для компании информацию. Только в первом случае организация имеет одного, четко прописанного в ее уставе "хозяина", а во втором фирма, подчиняясь общим законам бизнеса, предоставляет помощь всем желающим.
Военная разведка - институт узкой специализации. У консалтинговых компаний набор функций (услуг) значительно шире. Продолжая аналогию, эта организация может выступать в роли военкомата, отдела пропаганды, проверяющей комиссии, учебно-тренировочного персонала и даже органа внешнего управления, некоего "временного генштаба". То есть она проводит:
Возвращаясь к разведке в буквальном смысле этого слова, ее прямым аналогом является мониторинг цен - один из самых распространенных видов маркетинговых исследований. Стоимость - мощное и повсеместно применяемое оружие на деловом поле. Очевидно, что игрок, которому удается снизить цену более, чем его конкурентам, получает преимущество. Его товар привлекает внимание, спрос растет, происходит отток покупателя от прочих участников рынка, и их доходы падают.
Но понизить розничную стоимость непросто, на нее влияет множество факторов. Торговать себе в убыток, выравнивая баланс за счет широкого ассортимента, могут позволить себе только гиганты отрасли, и даже они - в строго заданных временных рамках и после длительной подготовки. Такая подготовка состоит, в числе прочего, и в переговорах с поставщиками, производителями, перевозчиками. Специалист консалтинговой фирмы по косвенным признакам способен определить, какая из конкурирующих компаний планирует "нанести ценовой удар" и заблаговременно предупредить заказчика.
Это лишь частный случай той суммы действий, которая носит общее название "мониторинг цен". Они могут проводится одномоментно или носить регулярный характер. К ним относятся:
Консалтинг - незаменимый инструмент развития любого бизнеса. Особенно важен он для тех предприятий, которые начинают действовать в традиционных и предельно насыщенных секторах (пищевой, одежды и обуви, бытовой химии и т.д.) либо, напротив, узкоспециализированных (высокоточное лабораторное оборудование, специальное программное обеспечение, заводские производственные линии и т.д.). Консалтинг помогает первым найти свою нишу и возможности развития, вторым - создать систему партнерства и продаж и закрепиться на рынке. А консалтинговая консультация перед принятием важных бизнес-решений (долгосрочное партнерство, расширение, захват новых рынков, реструктуризация, ребрендинг, слияние, поглощение и проч.) считается необходимым шагом даже для международных корпораций, несмотря на наличие собственных отделов маркетинга.