26.04.2019
Современный мир бизнеса ориентирован на быстрое принятие решений, максимально эффективный расход ресурсов, движение вперед с опережением конкурентов.
На каком-то этапе в каждом бизнесе наступает ситуация, когда собственных ресурсов не хватает для нового витка развития. В зависимости от того, насколько правильно определено текущее состояние организации и ее управляющего состава, зависит выбор метода помощи, которая станет максимально эффективной «здесь и сейчас».
Попробуем рассмотреть на одном примере варианты решения задачи повышения эффективности бизнеса.
Типовая ситуация: производственная компания со штатом работников в 150 человек. Спрос на продукцию не зависит от сезона, курса валюты или иных внешних факторов. Объем производства и продаж продукции находится на уровне +10% к необходимому минимуму для покрытия расходов. Производственные мощности загружены на 70%. Руководство занимается данным бизнесом более 10 лет. Регламенты, KPI прописаны давно или не прописаны совсем. Бизнес живет «по накатанной». Каждый месяц руководство испытывает стресс – хватит ли приходов для покрытия расходов в следующем месяце.
Знакомая ситуация? Думаю, да.
Когда такое происходит, очевидно, что в компании идет период «застоя» или даже происходит планомерный спад. Это может быть связано со многими факторами. И именно определив эти факторы, можно выбрать оптимальное решение для сдвига компании снова в точку роста.
Например, в ситуации сильного менеджмента и четкого понимания желаемых результатов. Вряд ли в такую компанию пригласят интерима, потому что с менеджментом все в порядке. Вероятно, что есть некоторые «пробелы», но они легко могут быть устранены с помощью консультанта. Взгляд консультанта со стороны помогает четко сформулировать и формализовать цели, проработать план их достижения. В конце концов у консультанта и его команды суммарно компетенций достаточно, чтобы несколько раз «вытянуть» компанию из «болота». И после стабилизации роста консультанта всегда можно пригласить на оценку показателей в контрольных точках.
А вот в ситуации, когда менеджмент сильный, ресурс очевидно есть, но производительность труда никак не растет за счет внутренних усилий, целесообразно звать коуча. Он не будет решать проблемы бизнеса в части разработки дорожной карты достижения целей с прописыванием бизнес-процессов и этапов проектов. Но он позволил «перезарядить батарейки» ответственным руководителям и найти как личную мотивацию для руководства, так и групповую для всей команды. Плюс коучинга, что результаты на работе также повлияют на личные результаты людей во всех сферах.
И третий вариант развития событий, когда компания приходит в «безвыходное состояние», точек роста нет, руководство уже не может влиять на ситуацию, и проблему нужно решить не просто быстро, а очень быстро. В условиях отсутствия ограничений в сроках подошел бы тот же консультант или смена руководства компании. Но когда счет идет «на часы» сильный руководитель должен прийти и взять все в свои руки без длительного вхождения в должность. И тут есть место интериму. Его компетенций и опыта достаточно не только для того, чтобы оценить ситуацию и сделать правильные выводы, но и для того, чтобы, взяв управление на себя, справиться с любыми проявлениями сопротивлений со стороны персонала и вывести компанию из сложной ситуации. По достижении результата он уйдет так же быстро, как пришел, оставив после себя отлаженную работу и выстроенные бизнес-процессы.
Про формы работы в каждой из описанных ситуаций, плюсы и минусы, особенности выстраивания коммуникаций и многие другие вопросы расскажу в следующих статьях.