14.02.2019
На активном рынке, когда компании стремятся занять максимальную долю рынка и привлечь даже тех клиентов, которые не являются прямой целевой аудиторией, актуальным и востребованным является такое понятие, как кросс-маркетинг.
Кросс-маркетинг — взаимовыгодная форма сотрудничества, при которой несколько компаний совместно продвигают дополняющие друг друга товары либо занимаются взаимным пиаром.
Классическая классификация ограничивается всего двумя видами кросс-маркетинговых партнерств – стратегическим и тактическим.
Стратегический кросс-маркетинг – долгосрочная программа, нацеленная на совместное продвижение брендов (кода связь брендов в сознании потребителя становится постоянной).
Тактический кросс-маркетинг – краткосрочная программа, чаще сезонная или привязанная к выходу нового продукта.
Какие цели могут быть достигнуты с использованием инструментов кросс-маркетинга?
Как и любой другой маркетинговый инструмент, кросс-маркетинг имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков.
ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
Для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами реализации кросс-маркетинговых программ и избежать последствий недостатков, стоит придерживаться несложных правил выбора партнера:
! Продукция не должна конкурировать
! Цены на ваш продукт и продукт партнера должны быть сопоставимы
! Продукция должна дополнять друг друга
! Ваша целевая аудитория должна существенным образом пересекаться
! Продукция должна соответствовать поводу
Если все правила учтены, то стоит составить предварительное видение кросс-маркетингового проекта и составить план его реализации, учитывая 6 основных этапов кросс-маркетингового проекта:
1. Постановка целей (smart)
2. Выбор партнера/партнеров
3. Определение бюджета и сроков
4. Разработка механики программы
5. Запуск и реализация программы
6. Анализ результатов
ЧАСТЫЕ ОШИБКИ КРОСС-МАРКЕТИНГОВЫХ АКЦИЙ
При расчете затрат на кросс-маркетинг стоит (как и в любом расчете затрат на маркетинг) учитывать все статьи расходов, даже если эти расходы являются постоянными расходами операционной деятельности компании, т.к. вовлеченные проект сотрудники не смогут выполнять свои стандартные функции в полном объеме. Среди основных статей, требующих учета:
1. Затраты на призы/подарки/денежный призовой фонд;
2. Оплата труда сотрудников (от офисных до BTL персонала);
3. Затраты на промо материалы (печатные, электронные, любого вида);
4. Затраты на транспорт/логистику;
5. Затраты на айдентику;
6. Прочие затраты в зависимости от вида акции.
Самая частая и фатальная ошибка российского маркетинга – отсутствие расчета при планировании акции и при оценке ее результатов. Нет статистики, цифр, расчетов? Считайте, что вы просто потратили бюджет «в никуда», потому что данная акция не даст вам объективных данных о том, стоит ли в дальнейшем использовать реализованные в проекте инструменты.
РАСЧЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ АКЦИИ (основные формулы):
1. ROMI (Return on Marketing Investment)
ROMI = (Д - Р)/Р
Д - доход от акции.
Р - расход на проведение акции.
Если итог по формуле меньше или равен, акция неэффективна.
2. Рейтинг акции
R = Ча/Ч*100%
Ча - количество чеков по акции.
Ч - общее количество чеков.
Чем больше процент чеков, тем лучше была организована акция.
3. Стоимость привлечения (возврата) гостя
RV = З/Ча
З – затраты на акцию.
Ча – сумма в чеках по акции.
Чем меньше соотношение затрат к сумме по чекам, тем лучше.
4. Эффективность относительно безакционного периода
Э = (Па - Пб)/Пб
Па – прибыль в период акции
Пб – прибыль в период без акции
Кросс-маркетинг имеет множества вариантов форм сотрудничества, далее представим основные из зарекомендовавших себя: