07.10.2019
Маркетинг в России существует как полноценное направление деятельности уже около 40 лет. Казалось бы, за это время накоплена масса опыта, написаны кучи материалов и различных статей, книг. Маркетинг с большими бюджетами (и даже просто с бюджетами) имеет массу инструментов для продвижения, вариантов оперативного изменения и любого вида анализа.
А что делать тем, у кого маркетинг без бюджета? Тем, кто только выходит на рынок, кто выводит новый продукт, кто просто пытается вылезти из кризиса из последних сил?
Есть варианты маркетинговых решений, которые позволяют практически без финансовых затрат реализовывать множество эффективных мероприятий по взаимодействию с целевой аудиторией. Рассмотрим некоторые из них. Оговорюсь сразу, многое из написанного покажется банальным, но практика показывает, что зачастую очевидное не очевидно и кому-то может оказаться крайне полезно.
1. Как ни банально, но блог.
Причем блог не написанный копирайтерами и профессионалами, а настоящее и искреннее повествование о жизни вашего бизнеса. В формате прямого разговора со своей аудиторией вы можете рассказывать как о своем продукте, так и об отношении, которое вы вкладываете в производство и контроль качества, в обслуживание. Демонстрируемая забота о клиентах дает зачастую больше эффекта, чем прямая реклама. В том числе блог дает возможность прямой коммуникации как с довольными, так и с недовольными клиентами (про неадекватных и истеричных клиентов речь не идет, очевидно, что в самом правильном начинании можно наткнуться на хейтеров и прочих желающих навредить вам по той или иной причине).
2. Комментарии в журналах и даже на ТВ.
Не просто так появляются такие ресурсы, как, например, Deadline Media. Журналисты не специалисты во всех областях сразу, но четко следят за потребительскими брендами и делают статьи и новости «на злобу дня». Если вы попадаете в список тех, о ком сейчас можно рассуждать, критиковать, превозносить – вы на правильном пути. Запросов от журналистов масса, сроки часто горящие, а вот потенциальные комментаторы ситуации часто и не в курсе, что их ищут. Таким абсолютно бесплатным способом можно опасть и на 1 канал и в Forbes – было бы желание и интересный кейс.
3. Социальные сети в целом.
Думаю, тут даже нет смысла рассказывать, по большому счету повторяет плюсы и минусы блога с той лишь разницей, что каждая социальная сеть дает свои дополнительные надстройки и инструменты, которыми можно пользоваться.
4. Доски объявлений.
Как ни странно, но в B2C точно работает. Причем Avito не панацея, множество сервисов помогают разместить свои предложения не менее эффективно. Для B2B подойдут, например, Яндекс.Услуги.
5. Кросс-маркетинг.
Объединение с другими участниками рынка для продвижения своей продукции на общую или близкую целевую аудиторию всегда дает положительный эффект. Не будьте банальны, ищите нестандартные коллаборации, чтобы о вас заговорили даже те (читай, СМИ), о ком вы и мечтать не могли. Пример навскидку – энергетик для папы к пачке подгузников. Слоган придумать не сложно. Кстати, подробно о кросс-маркетинге с разбором кейсов буду рассказывать на бесплатном семинаре – welcome.
6. Комплимент за покупку.
Скидки и акции, конечно, всегда работают, но не всегда приводят к результату в виде долговременного сотрудничества клиента с вашим продуктом. А вот чтобы клиент возвращался и испытывал удовольствие от работы именно с вами, дайте ему то, что нигде больше не встречается. Например, вы мастер по маникюру – подарите жидкость для снятия лака или специальную пилочку. Стоимость легко спрятать в стоимости услуги, а вот приятный «осадочек» останется.
7. Работа с отзывами.
Очевидно, что заказные отзывы – это плохо. А вот реальные клиенты часто ленятся оставлять. Что делать? Как вариант – фотографировать написанный от руки в книге отзывов, или снимать видео, если клиент позволяет. Или собирать отзывы с открытых аккаунтов клиентов в соцсетях (конечно, не забываем благодарить клиента за отзыв). Главное правило - не могут все отзывы быть идеально положительными! Даже если все клиенты тотально довольны, попросите вас немного покритиковать. Все просто – никто не верит идеальной картинке (ну, конечно, кроме женщин, смотрящих на фото звезд в журналах).
Какие варианты безбюджетных решений в маркетинге использовали вы?