17.12.2013
Маркетинговый анализ рынка – это комплекс мероприятий по исследованию различных процессов и изменений на рынке продаж и услуг, оценка и прогнозирование явлений рынка и деятельности самого предприятия с помощью разных методов.
Маркетинговый анализ делится на несколько категорий, каждая из которых рассматривает свой предмет, а именно – анализ рынка, анализ фирмы, анализ конкурентов, анализ товара и анализ проекта. Анализ рынка включает в себя все работы по сбору, систематике и обработке маркетинговой информации. Результаты анализа фирмы показывают нынешнюю ситуацию внутри компании, ее структуру и особенности. Исследования конкурентоспособных компаний – неотъемлемая часть любого маркетингового анализа, включающая оценку деятельности компаний, оценку аудитории конкурентов, отслеживание рекламных ходов и акций конкурентов, их цен и качества их товаров или услуг. Анализ проекта – это исследование отдельно взятого проекта. Маркетинговый анализ товара – важнейший этап исследований, помогающий оценить востребованность и конкурентоспособность данного товара на рынке. Чаще всего этот вид анализа используется в самом начале продаж, перед тем как впервые выложить данный товар на прилавки, чтобы избежать крупных финансовых потерь.
Основная цель любого маркетингового анализа – это прогноз дальнейшего развития бизнеса и выявление потенциальных возможностей и рисков производства. Результаты маркетингового исследования – это основа дальнейшей маркетинговой стратегии. Существует несколько основных программ проведения маркетингового анализа, применяемого профессионалами – это SWOT-анализ, PEST-анализ и его расширенная версия – PESTLE-анализ, а также Анализ пяти сил Портера. SWAT-анализ представляет собой данные, зафиксированные в таблице из четырех граф: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. Получается наглядное пособие для дальнейшей разработки стратегии ведения бизнеса. PEST-анализ определяет различные факторы, которые могут повлиять на развитие бизнеса, а именно: политические, экономические, социальные и технические факторы. Расширенная модель – PESTLE-анализ в дополнение рассматривает также правовые и природные факторы. Анализ пяти сил Портера является сильнейшей моделью маркетингового исследования и проводится профессионалами для самой качественной оценки положения компании на рынке. Он включает в себя пять основных факторов, влияющий на уровень конкуренции и, как следствие, на положение данного предприятия на рынке товаров и услуг: угрозы появления продуктов, способных заменить данный товар; угрозы появления новых конкурентов; рыночная власть поставщиков; рыночная власть потребителей и уровень конкуренции на рынке. К сожалению, данный вид маркетингового анализа нельзя использовать единовременно для целой группы отраслей, поскольку он не способен учитывать все частности и особенности сразу.
Маркетинговый анализ – это неотъемлемая часть существования, процветания и успешной работы любой организации. Подобного рода исследования должны проводиться с некоторой периодичностью, чтобы данные не были устаревшими, поскольку вся информация, получаемая в процессе этой работы, очень важна и полезна для дальнейшей разработки стратегий и планов ведения бизнеса.