21.05.2019
В своей практике переговоров часто приходится встречаться с представителями бизнеса (как небольшого, так и крупного), которые искренне считают, что стратегия и все, что с ней связано, не более чем популярный треп, привнесенный на российский рынок иностранными консультантами.
Популярная фраза: «Ну, мы не Газпром, чтобы стратегии разрабатывать».
Всегда хочется ответить: «Это очевидно, судя по состоянию ваших дел».
К сожалению, в таком отношении к разработке стратегии виноваты изначально сами консультанты. В период, когда стоило адаптировать подходы под ментальность людей, воспитанных Советским союзом и плановой экономикой, наученные в MBA менеджеры нового формата несли в массы все ровно в том виде, в котором это было разработано для Запада. Результат очевиден: консультантам пришлось долго доказывать, что их услуги важны и нужны, фасилитаторы до сих пор являются «непонятными субстанциями», коуч вообще ругательное слово. Конечно, не везде так, это средний срез восприятия.
Так можно ли обойтись без стратегии? Небольшому начинающему бизнесу или относительно стабильной семейной компании с 3-5 точками контакта с клиентами? Активно развивающейся сети?
Давайте посмотрим на этот вопрос не глазами бизнеса, а глазами обычного человека. Когда мы достигаем совершеннолетия, в большинстве своем мы находимся в статусе перехода из школьника в студента. Эту часть нашей жизненной стратегии пишут за нас наши родители, потому что своих знаний и понимания еще недостаточно.
К окончанию ВУЗа большинство студентов понимают, что:
- до N лет они хотели бы завести семью;
- до M лет родить 1-2-3-и т.д. детей;
- к L годам стать профессионалом в своей области;
- к O годам получить определенный статус на рабочем месте;
- до P лет приобрести собственное жилье, машину, дачу;
- и т.д.
Те, у кого такого понимания нет, чаще всего оказываются в ситуации, когда создание семьи и рождение ребенка путаются местами, когда профессиональный и карьерный рост становятся вторичными относительно задач приобретения жилья и прочее.
Почему так происходит? Потому что изначально не было стратегии, были действия наобум, как придется и как хочется.
Результат, к сожалению, часто плачевный. К определенному моменту наступает разочарование и понимание, что получилось совсем не то, о чем только начинало мечтаться в далеком детстве.
Аналогично со стратегией компании. Руководитель считает, что «и так неплохо живем» и получает ощутимый «экономический привет» в период кризиса. Или мощную подножку от конкурентов, которые что-то предусмотрели и смогли быстро адаптироваться.
Безусловно, никто не отрицает тот факт, что случаются непредвиденные ситуации, которые объективно никто не мог предусмотреть. И не все стратегии срабатывают на 100%. Тут уже стоит оценивать вопрос подхода к ее разработке, к соответствию действий стратегическому плану и дорожной карте будущих достижений.
Если спросите консультанта по развитию, «возможно ли без разработки стратегии», то услышите однозначное «нет» (не важно, насколько мягко или жестко оно будет выражено).
В свете недавней статьи о диджитализации представления о маркетинге (см. Классический маркетинг мертв?) хочется отметить, что еще одним фактором, доказывающим, что цифровой маркетинг является лишь маркетингом одного из каналов, является то, что «цифровые консультанты» так же активно «страдают» от предложений «Обойдемся без стратегии?». И, выстраивая цифровые шаги продвижения, удивляются, как же можно не закладывать бюджеты, не видеть конечных целей, не рассчитывать на время отклика аудитории.
Стратегия вашей компании – есть основа той деятельности, которую вы ведете. Если у вас нет понимания стратегических задач и тех ресурсов, которые понадобятся для их решения, вы не сможете сформировать в глазах вашего потребителя образ вашего бизнеса. Потребитель просто не в состоянии будет отследить вашу динамику, почувствовать сопричастность и приверженность.
Консультант по развитию бизнеса не имеет права навязывать свою позицию. Как коуч для бизнеса, мы лишь можем показать вам варианты и сопроводить к достижению целей своей поддержкой. Ключевое понимание здесь – к достижению целей, которые точно должны быть сформулированы в голове руководителя и коллектива.
О сопричастности персонала к успеху бизнеса в следующих статьях.