21.07.2014
Проведение маркетинговых независимых исследований необходимо бизнесу для повышения эффективности работы с учётом особенностей конкретных ниш сбыта товаров и услуг. В процессе исследований, которые проводит консалтинговая компания, изучаются следующие группы:
1. Потребитель,
2. Товар (услуга),
3. Цена,
4. Рынок.
Изучением данных групп занимаются, как правило, узконаправленные специалисты под руководством опытного маркетолога, а весь процесс занимает от 2 дней до нескольких недель в зависимости от сложности поставленной задачи.
Давайте посмотрим, как проводятся маркетинговые исследования по каждой из групп с учётом их особенностей.
Потребитель
На этом этапе исследования позволяют получить полный спектр информации о потребителе (компаниях, домохозяйствах, учреждениях или физических лицах). Полученные данные дают возможность грамотно сегментировать рынок и осуществлять разработку новых товаров или предложение услуг с учётом его потребностей.
Специалисты консалтингового агентства получают о потребителе социальные, демографические и поведенческие характеристики, а также узнают текущее мнение о работе бизнеса и качестве предлагаемых им на рынке услуг (товаров). Кроме этого на данном этапе анализируются намерения потребителя, которые необходимы для предложения новых товаров и быстрой их реализации.
Товар
Исследования товара (услуги) позволяют получить информацию о:
1. Доле реальных потребителей на рынке,
2. Сезонной цикличности,
3. Ожиданиях потребителей,
4. Альтернативных способах использования,
5. Проблемах с утилизацией товара.
Цена
Здесь специалисты выявляют проблемы и находят перспективы ценообразования. Для расчёта эластичности спроса может быть проведён реальный рыночный эксперимент, который определит ценовые границы предложения на рынке. В ходе эксперимента также может быть проанализирована реакция потребителей на скидки и распродажи, что позволяет найти «зону прибыли» с учётом дифференцирования цен.
Рынок
Этот этап требует изучения ёмкости рынка, при этом она рассчитывается в стоимостных и натуральных показателях, а также получения данных о ключевых игроках рыночной ниши, их тактике, стратегии и продуктах. Если есть возможность для проведения лонгитюдных исследований, то консалтинговая компания получает данные о предполагаемой динамике рынка с учётом сезонности спроса и особенностей конкурентной ниши.
После завершения исследований заказчик получает полный отчёт по проделанной работе, что позволит его бизнесу не развиваться вслепую и рассчитывать в дальнейшем по положительную динамику развития.