Анализ конкурентов предполагает профессиональное изучение деятельности игроков рынка, призванное обеспечить руководство фирмы актуальными данными о применяемых конкурентами методах и действиях, направленных на укрепление позиций на рынке. Тщательно спланированный и профессионально организованный конкурентный анализ позволяет построить объективные гипотезы о тенденциях и скорости развития конкурентной среды, а, следовательно, выработать эффективные механизмы развития собственной организации.
Каждое маркетинговое исследование конкурентов является индивидуальным проектом, в связи с чем стоимость услуг является расчетной величиной. Чтобы заказать маркетинговое исследование конкурентов, напишите нам и мы максимально быстро свяжемся с вами и рассчитаем оптимальное коммерческое предложение.
Билл Гейтс однажды сказал: «Ни одна компания не должна рассматривать свое положение на рынке как нечто постоянное и неизменное. Нужно постоянно оценивать ситуацию заново». Этим правилом руководствуются компании, принимающие решение о проведении анализа конкурентов.
Анализ конкурентов являются одним из наиболее востребованных видов исследований. Знание показателей деятельности и успешности, либо неудач конкурентов, дает возможность проводить анализ предпринятых конкурентом действий и применяемых стратегий и выстроить «на чужих ошибках» свой путь к успеху.
На сегодняшний день живая конкуренция является одним из обязательных условий достижения высоких экономических результатов. Ведь среди многочисленных организаций, предоставляющих схожие товары и услуги, только активное соперничество может принести желаемые плоды.
Чтобы правильно позиционировать свой бизнес в определенной сфере необходимо систематически проводить маркетинговые исследования конкурентов.
Анализ конкурентов – один из важнейших аспектов любого исследования в области маркетинга, и его основная задача – определение слабых и сильных сторон конкурентной компании. Владение такой информацией дает возможность грамотно спланировать дальнейшие действия компании на рынке с целью понижения возможных рисков.
Маркетинговый анализ конкурентов не имеет четкой схемы и ,как правило, методика его проведения разрабатывается в зависимости от ситуации. Однако в такой анализ обязательно включены такие действия, как:
-Выявление лидеров отрасли;
-Выявление экономических драйверов отрасли ( к ним можно отнести такие показатели как: размеры рынка, темпы его роста, легкость входа на рынок, прибыльность, количество потребителей и конкурентов);
-Определение факторов влияния на конкуренцию в отрасли;
-Изучение перспективного развития отрасли в целом и деятельности конкретной компании.
Кроме того, при изучении конкуренции не стоит забывать о влиянии на конкурентов «внешних» сил, таких как инновации в производстве, ноу-хау, технологические нововведения и пр. Социальные и политические факторы также не стоит упускать из вида.
Специалисты консалтинговой компании B2B Airwaves выделяют следующие виды конкурентного анализа:
- анализ рыночной ниши конкурента, включая определение занимаемой доли рынка, динамики изменения данной доли с течением времени, анализ тенденций к расширению рыночного пространства;
- изучение лучшего опыта конкурентов при реализации рыночных стратегий, а также ключевых провалов для построения эффективной маркетинговой стратегии;
- анализ ценовой политики конкурента, политики бонусов и скидок для стимуляции различных групп контрагентов;
- анализ маркетинговой и рекламной стратегии конкурента, оценка эффективности мероприятий;
- анализ имиджа конкурента как в глазах потребителей, так и в видении сотрудников и контрагентов.
В общем виде анализ конкурентной среды включает в себя ответы на следующие вопросы:
- Характеристики ассортимента конкурентов. Характеристики продукции выпускаемой/реализуемой конкурентом, качественные характеристики оказываемых услуг, перечень продуктов/услуг, модельные и ассортиментные ряды.
- Оценка качества работы сотрудников компании-конкурента. «Полевое» исследование качества обслуживания потребителей с позиций профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников компании-конкурента.
- Характеристики сервисного обслуживания конкурента. Характеристики осуществления обслуживания заказа (от возможности формирования заказа, требований к оплате до постпродажного обслуживания).
- Экспертная оценка рекламной активности конкурентов. Перечень используемых рекламных каналов коммуникаций с аудиторией, узнаваемость и эффективность размещаемой рекламы.
- Экспертиза программ лояльности конкурентов. Анализ существующих систем бонусов и поощрений клиентов со стороны компании-конкурента.
- Оценка сайта компании-конкурента происходит с использованием SEO-методик и дает оценку на вопросы: посещаемость сайта, цитируемость, частота обновления, методы продвижения, ключевые запросы при продвижении сайта.
- Геомаркетинговый анализ конкурентов. Оценка пешеходного/автомобильного и других клиентских трафиков применительно к расположению торговых точек компаний-конкурентов.
Данный перечень вопросов не является исчерпывающим, а служит лишь основой для проведения всестороннего анализа конкурентов (включая сравнительный анализ конкурентов) вашей организации.